Преподаватель биологии Данковского лицея № 4 Наталья Овчинникова: «Будущее зависит от каждого из нас»В редкие минуты свободного времени она
вышивает. Мелькает над канвой иголка: крестик к крестику, клеточка к
клеточке — и вот расцветают под пальцами цветы, вырастают пышные сады, в
зелени которых прячутся архитектурные затеи. Рождаются миры — из
маленьких клеточек, пересеченных разноцветными нитями, связанных ими
между собой. Почти так же, как это происходит в природе.
Наталья Овчинникова — преподаватель биологии Данковского
лицея № 4 — убеждена, что ее предмет — один из главных в школьном цикле
обучения, в одном ряду с русским языком и математикой. — Математика развивает логическое мышление, русский язык
прививает культуру речи, литература и история — общую культуру человека.
А биология рассказывает нам о сегодняшнем дне и о нашем будущем. Это
вообще наука XXI века. Проблемы экологии, этические вопросы, связанные с
генной инженерией, — одни из самых актуальных сегодня. Осмысление и их
решение — прежде всего в гуманитарном аспекте — очень важно, —
размышляет Наталья Викторовна.
Такой взгляд на науку наша собеседница пытается донести до
своих учеников. И не только на уроках. Еще лет пятнадцать назад она
создала при школе научно-экологическое общество «Синяя птица»,
объединяющее школьников и преподавателей. Вместе они проводят
комплексные экологические исследования Данкова и его окрестностей,
разрабатывают учебные программы и проекты по экологическому образованию.
Краткий вывод из 15-летнего мониторинга окружающей среды таков: воздух в
городе стал намного чище. Что и неудивительно, если вспомнить
неутешительную судьбу данковских промышленных предприятий. Повлияло еще и
то, что местная ТЭЦ перешла на газовое топливо. Все эти наблюдения в
комплексе невольно подталкивают к каверзным вопросам: так как же
совместить экологическое и материальное благополучие человека, как и
промышленность развивать, и чистоту природы сохранить? — Однозначного ответа здесь быть никогда не может, —
рассказывает Наталья Овчинникова. — Это позволяет спорить, учиться
формулировать свою точку зрения, отстаивать ее. В пещеры никто
возвращаться не собирается, все хотят пользоваться плодами цивилизации.
Но как при этом сохранить чистоту среды обитания? Обычно мнения сходятся
в том, что каждому из нас, кем бы ты ни был — трактористом, рабочим,
генеральным директором, — нужно чувствовать свою личную ответственность.
Что ты на своем месте можешь сделать для того, чтобы сохранить
окружающий мир? Вот эта мысль, как зерно, прорастет в учениках потом,
когда они станут взрослыми.
— И вы верите в это? — Без веры в современных условиях просто не выживешь. Если мы не будем в это верить, то...
С Натальей Овчинниковой мы беседуем в кабинете биологии.
Стены здесь украшают различные учебные схемы. Цвета на них уже несколько
поблекли, а вот парты, напротив, сияют ярко-голубой краской, нанесенной
явно поверх не одного слоя. Но учительский стол оснащен в духе времени —
компьютер, проектор. Новое оборудование в последние годы стало массово
поступать в школы, но Наталья Викторовна признается, что все равно
материальная база иногда хромает: — Нам не всегда поставляют то, что мы хотели бы видеть.
Есть интерактивные доски, мультимедийные учебники. Но при этом не
хватает микропрепаратов. Добыть их сейчас очень сложно. Картинка на
экране — это все-таки не то, ведь биология предполагает натуральные
объекты. Даже приличный микроскоп достать — проблема.
Наталью Овчинникову, которая является заместителем
директора лицея по учебно-воспитательной работе, беспокоит не только
это. Не так давно в результате реорганизации лицея в его состав вошли
школы № 3 и 6, а также число учеников пополнилось за счет части учащихся
школы № 5. Теперь здесь учится почти вдвое больше ребят, чем прежде, —
полторы тысячи вместо восьмисот. Объединить всех, кто учится и работает в
трех зданиях, в единый лицейский коллектив — задача не из легких. Но
Наталья Овчинникова верит, что со временем все наладится. Ей нравятся
многие перемены, происходящие сегодня в образовании. Например, введение
Единого государственного экзамена, который дает ученику реальный шанс
поступить в тот вуз, в который он хочет. Или переход на индивидуальный
учебный план, когда часть учебных часов ученик выбирает сам исходя из
своих интересов. И еще она рада тому, что интерес к ее предмету растет,
что своими выпускниками она может гордиться. — Катя Козлова сейчас — доцент естественно-географического
факультета МГУ, Саша Головков — доцент химического факультета
Московского химико-технологического университета имени Менделеева. Мы с
ними очень часто общаемся. Они интересные, хорошие люди. Катя, например,
успела не только в науке себя проявить, она еще мама трех деток, — с
улыбкой рассказывает учитель о своих выросших воспитанниках.
В судьбе самой Натальи Овчинниковой, по ее словам, ученики
заменили все. То, что в ее жизни будет много уроков, школьных звонков,
она знала с детства. Увлеченная биологией и химией, она никогда не
мечтала стать актрисой, балериной или, например, врачом — только
учителем. Вопреки воле родителей и всем возможным трудностям она
достигла своей цели. Весной наша собеседница, победив в районном этапе,
участвовала в областном конкурсе «Учитель года-2010». И хотя призового
места не заняла, данковское учительство представила достойно. — Как говорят японцы, нет прошлого, нет будущего, есть
только настоящее, здесь и сейчас. Мне кажется это верным, — объясняет
Наталья Овчинникова свою позицию.
А в настоящем она умеет видеть много интересного. Например, ей очень
симпатична идея метапредметов, когда на занятиях детям дается общее,
целостное представление о мире, о существующих в нем связях между
различными сферами. Такой подход ей кажется верным и необходимым. Ведь
для того чтобы создать красивый, яркий рисунок своей жизни, нужно не
только знать об отдельных нитях, но и уметь их соединять в общей канве. Источник: Липецкая газета
|