Преподаватель биологии Данковского лицея № 4 Наталья Овчинникова: «Будущее зависит от каждого из нас»
В редкие минуты свободного времени она вышивает. Мелькает над канвой иголка: крестик к крестику, клеточка к клеточке — и вот расцветают под пальцами цветы, вырастают пышные сады, в зелени которых прячутся архитектурные затеи. Рождаются миры — из маленьких клеточек, пересеченных разноцветными нитями, связанных ими между собой. Почти так же, как это происходит в природе.Наталья Овчинникова — преподаватель биологии Данковского лицея № 4 — убеждена, что ее предмет — один из главных в школьном цикле обучения, в одном ряду с русским языком и математикой.
— Математика развивает логическое мышление, русский язык прививает культуру речи, литература и история — общую культуру человека. А биология рассказывает нам о сегодняшнем дне и о нашем будущем. Это вообще наука XXI века. Проблемы экологии, этические вопросы, связанные с генной инженерией, — одни из самых актуальных сегодня. Осмысление и их решение — прежде всего в гуманитарном аспекте — очень важно, — размышляет Наталья Викторовна.Такой взгляд на науку наша собеседница пытается донести до своих учеников. И не только на уроках. Еще лет пятнадцать назад она создала при школе научно-экологическое общество «Синяя птица», объединяющее школьников и преподавателей. Вместе они проводят комплексные экологические исследования Данкова и его окрестностей, разрабатывают учебные программы и проекты по экологическому образованию. Краткий вывод из 15-летнего мониторинга окружающей среды таков: воздух в городе стал намного чище. Что и неудивительно, если вспомнить неутешительную судьбу данковских промышленных предприятий. Повлияло еще и то, что местная ТЭЦ перешла на газовое топливо. Все эти наблюдения в комплексе невольно подталкивают к каверзным вопросам: так как же совместить экологическое и материальное благополучие человека, как и промышленность развивать, и чистоту природы сохранить?
— Однозначного ответа здесь быть никогда не может, — рассказывает Наталья Овчинникова. — Это позволяет спорить, учиться формулировать свою точку зрения, отстаивать ее. В пещеры никто возвращаться не собирается, все хотят пользоваться плодами цивилизации. Но как при этом сохранить чистоту среды обитания? Обычно мнения сходятся в том, что каждому из нас, кем бы ты ни был — трактористом, рабочим, генеральным директором, — нужно чувствовать свою личную ответственность. Что ты на своем месте можешь сделать для того, чтобы сохранить окружающий мир? Вот эта мысль, как зерно, прорастет в учениках потом, когда они станут взрослыми.— И вы верите в это?
— Без веры в современных условиях просто не выживешь. Если мы не будем в это верить, то...С Натальей Овчинниковой мы беседуем в кабинете биологии. Стены здесь украшают различные учебные схемы. Цвета на них уже несколько поблекли, а вот парты, напротив, сияют ярко-голубой краской, нанесенной явно поверх не одного слоя. Но учительский стол оснащен в духе времени — компьютер, проектор. Новое оборудование в последние годы стало массово поступать в школы, но Наталья Викторовна признается, что все равно материальная база иногда хромает:
— Нам не всегда поставляют то, что мы хотели бы видеть. Есть интерактивные доски, мультимедийные учебники. Но при этом не хватает микропрепаратов. Добыть их сейчас очень сложно. Картинка на экране — это все-таки не то, ведь биология предполагает натуральные объекты. Даже приличный микроскоп достать — проблема.Наталью Овчинникову, которая является заместителем директора лицея по учебно-воспитательной работе, беспокоит не только это. Не так давно в результате реорганизации лицея в его состав вошли школы № 3 и 6, а также число учеников пополнилось за счет части учащихся школы № 5. Теперь здесь учится почти вдвое больше ребят, чем прежде, — полторы тысячи вместо восьмисот. Объединить всех, кто учится и работает в трех зданиях, в единый лицейский коллектив — задача не из легких. Но Наталья Овчинникова верит, что со временем все наладится. Ей нравятся многие перемены, происходящие сегодня в образовании. Например, введение Единого государственного экзамена, который дает ученику реальный шанс поступить в тот вуз, в который он хочет. Или переход на индивидуальный учебный план, когда часть учебных часов ученик выбирает сам исходя из своих интересов. И еще она рада тому, что интерес к ее предмету растет, что своими выпускниками она может гордиться.
— Катя Козлова сейчас — доцент естественно-географического факультета МГУ, Саша Головков — доцент химического факультета Московского химико-технологического университета имени Менделеева. Мы с ними очень часто общаемся. Они интересные, хорошие люди. Катя, например, успела не только в науке себя проявить, она еще мама трех деток, — с улыбкой рассказывает учитель о своих выросших воспитанниках.В судьбе самой Натальи Овчинниковой, по ее словам, ученики заменили все. То, что в ее жизни будет много уроков, школьных звонков, она знала с детства. Увлеченная биологией и химией, она никогда не мечтала стать актрисой, балериной или, например, врачом — только учителем. Вопреки воле родителей и всем возможным трудностям она достигла своей цели. Весной наша собеседница, победив в районном этапе, участвовала в областном конкурсе «Учитель года-2010». И хотя призового места не заняла, данковское учительство представила достойно.
— Как говорят японцы, нет прошлого, нет будущего, есть только настоящее, здесь и сейчас. Мне кажется это верным, — объясняет Наталья Овчинникова свою позицию.А в настоящем она умеет видеть много интересного. Например, ей очень симпатична идея метапредметов, когда на занятиях детям дается общее, целостное представление о мире, о существующих в нем связях между различными сферами. Такой подход ей кажется верным и необходимым. Ведь для того чтобы создать красивый, яркий рисунок своей жизни, нужно не только знать об отдельных нитях, но и уметь их соединять в общей канве.
Источник: Липецкая газета